Зарядка аккумулятора с мороза - что делать
Аккумуляторные батареи служат буфером электроэнергии в любом автотранспорте. Во во время старта двигателя внутреннего сгорания, приводится в действие электростартер, а он в свою очередь раскручивает ДВС, до момента его самостоятельной работы. Многие автолюбители сталкиваются с такой проблемой - в теплое время года не возникает никаких проблем при запуске мотора. Но стоит температуре опуститься за минусовую отметку, как сразу возникают неприятности с низким зарядом АКБ. Электростартер не может провернуть вал двигателя, а после двух-трех попыток он вообще прекращает подавать признаки жизни. И виной во всем этом - негативное действие отрицательных температур на химический процессы внутри аккумулятора.
Как ведет себя АКБ на морозе
Среди автолюбителей бытует миф, что аккумулятор на морозе самопроизвольно разряжается. Но это абсолютно не соответствует действительности. Просто при отрицательных температурах, электролит в ячейках меняет свои физические и химические свойства. Условно говоря, при положительной температуре у вас один аккумулятор, а при отрицательной - другой, в два-три раза слабее в зависимости от мороза. В автотехнике преимущественно устанавливаются свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом.
В его основу входят:
-
серная кислота;
-
дистиллированная вода.
Как мы знаем вода замерзает от 0 градусов цельсия, но в химическом растворе с кислотой, этот порог несколько отодвигается. Поэтому полностью заряженный аккумулятор заморозить врядли получится. т.к. плотность электролита высока для наших температур. Но вот значение плотности раствора серной кислоты с дистиллированной водой в разряженном АКБ довольно малое, и достаточно -10 градусов по Цельсию, чтобы он превратился в лед. Для наглядности, приведем сравнительную таблицу замерзания электролита при определенной температуре.
Температура замерзания раствора серной кислоты с дистиллированной водой (°С) |
Уровень заряда АКБ (%) |
Плотность электролита(г/см³) |
- 60 |
100 |
1,27 |
- 55 | 95 | 1,26 |
- 50 | 87 | 1,25 |
- 45 |
80 | 1,235 |
- 40 | 74 | 1,225 |
- 35 | 68 | 1,215 |
- 30 | 61 | 1,205 |
- 25 | 55 | 1,195 |
- 20 | 45 | 1,183 |
- 15 | 37 | 1,161 |
- 10 | 18 | 1,139 |
- 7 | 0 | 1,1 |
При замерзании аккумулятора, возникает большая вероятность деформации его корпуса и свинцовых пластин. Если ваш АКБ замерз, то его необходимо занести в теплое место. Обязательно подставьте под него подходящую по размеру емкость, т.к. в случае деформации корпуса батареи из-за расширительных свойств жидкости при переходе в твердое состояние, едкий электролит может потечь. Ни в коем случае не разогревайте АКБ с помощью тепловых пушек, фенов, кипятка и т.д. это может окончательно добить батарею.
Советуем к прочтению материал о том, как самостоятельно зарядить гелевый аккумулятор
Также не рекомендуем использовать различные термочехлы при эксплуатации аккумулятора. В зимнее время они ничем не помогут, а даже навредят. Их назначение - это защита АКБ от высоких температур мотора. Поэтому применение данного решения зимой, наоборот усугубит ситуацию, с промерзанием батареи.
Зарядка аккумулятора - зимой батареи разряжаются быстрее
Любая аккумуляторная батарея представляет собой миниатюрную химическую установку, в которой протекают процессы электролиза. Как мы знаем, чем выше температура, тем выше скорость протекания химических реакций. И соответственно чем она ниже, тем медленнее скорость электролитических процессов. Для аналогии возьмем двух тяжелоатлетов, один утром позавтракал, а другой нет. Соответственно у первого - повышенный метаболизм и он явно толкнет на тренировке больший вес, чем пропустивший прием пищи. И чем больше голодный штангист будет изнурять себя тренировками, тем больший шанс, что он упадет в обморок. Так само поведет себя и аккумулятор на морозе. Еще одной причиной изменения характеристик батареи, является увеличение вязкости электролита на морозе. В таком случает, циркуляция раствора между электродами существенно ухудшается. При минусовой температуре, максимальный разрядный и зарядный ток АКБ существенно уменьшается. Во время частых циклических поездок, особенно в городском темпе, аккумуляторная батарея тратит чуть ли не последние силы, словно вышеупомянутый тяжелоатлет, чтобы привести в действие валы двигателя внутреннего сгорания, из-за низкого разрядного тока и загустевшего при низкой температуре, смазочного материала.
После непродолжительного пройденного пути, например от дома до работы, АКБ не успевает полностью восполнить потраченную на запуск энергию и следующая раскрутка мотора ему будет даваться еще труднее. В итоге может дойти до того, что после нескольких таких пусков, аккумуляторная батарея откажется запускать ДВС автомобиля. И автолюбителю остается немного вариантов, либо запускать мотор с помощью специального пускового устройства, либо просить помощи, чтобы подтолкнуть автомобиль.
Интернет-магазин Светум, рекомендует всем владельцам автотранспорта иметь в наличии специальное многофункциональное пусковое устройство. Оно оснащено емким литиевым аккумулятором, способным выдавать огромные токи при скромных размерах. Пусковое устройство - это очень полезный предмет, можно сказать на все случаи жизни, помимо основного назначения, имеет функцию зарядки телефона и ноутбука, а также зачастую оснащается фонарем. Также рекомендуем, при длительном простое автомобиля, снять аккумулятор и поставить его в теплое место.
Заряд и сопротивление
Из вышесказанного можно сделать вывод, что при сильном морозе и низком заряде АКБ, электролит может легко превратиться в эскимо. Естественно в таком состоянии батареи, противопоказан процесс заряда.
Чтобы выйти без потерь из этой ситуации и главное, как ее избежать, интернет-магазин Светум подготовил следующие рекомендации:
-
Если дошло до заморозки электролитического раствора в АКБ, то необходимо занести его в теплое помещение. Дать ему естественным образом согреться до комнатной температуры. При этом ни в коем случае не нужно накрывать его одеялами и другими термоотражающими материалами, так как в таком варианте тепло будет медленно поступать внутрь АКБ. Другой крайностью является разогрев аккумулятора с помощью кипятка, фена, термопушки и т.д. Резкий перепад температур может навредить.
-
После разморозки можно приступать к процессу зарядки, при этом зарядный ток должен быть на уровне крайне малых значений - около 5% от номинальной емкости. Зарядить АКБ наполовину, дать химическим процессам прийти в равновесие и через два-три часа, продолжить восстановление электролитического баланса батареи зарядным током равным 10% от емкости.
-
Из вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что необязательно брать с собой в дорогу ареометр (прибор для замера плотности электролитического раствора). Можно просто замерить напряжение аккумулятора и по приведенным значениям вычислить приблизительную плотность рабочего вещества и температуру его замерзания. При номинальных значениях в 12,7 В, риск заморозки АКБ, крайне низок, а вот когда напряжение стремится к 12 В и ниже, то следует срочно зарядить батарею, иначе риск ее превращения в снеговика, многократно возрастает.
-
Во время коротких и циклических поездок (например, дом-работа-обеденный перерыв в кафе-шопинг после работы-дом) рекомендуем отказаться от энергозатратных опций автомобиля, вроде подогрева сидений. В таком случае, будет большая вероятность, что АКБ будет успевать восполнять свой заряд в городском цикле.
-
Если заметили признаки деформации аккумулятора с замерзшим электролитом, то в первую очередь, его необходимо поместить в емкость, чтобы едкое вещество не вытекло в окружающее пространство. Опыт показывает, что попытки восстановления лопнувшей ячейки ни к чему хорошему не приводит. Даже если заклеить поврежденное место и залить новый электролит, то вибрации от работы двигателя автомобиля, рано или поздно все равно вскроют клеевой слой. Лучше сразу купить новый АКБ.
-
Покупайте аккумуляторы у проверенных продавцов. Интернет-магазин Светум работает только с проверенными поставщиками и гарантирует качество и подлинность реализуемой продукции.
Проверка и результат
Давайте познакомимся с еще одним немаловажным параметром, влияющим на характеристики АКБ и косвенно указывающим на его состояние - внутренним сопротивлением. Как мы выяснили раньше, отрицательные температуры влияют на вязкость электролита и соответственно чем она выше, тем пропорционально выше внутреннее сопротивление. Нормальным показателем является значение - 5 мОм для легковых автомобилей. Данная величина не является константой и может варьироваться в зависимости от степени заряда, температуры окружающей среды, состояния электролита и пластин-электродов. При высоком внутреннем сопротивлении АКБ не может отдать номинальный разрядный ток и соответственно мощность заряда в таком случае будет меньше от номинала. Если провести эксперимент, взять аккумулятор 50 А и подать на него напряжение то при температуре 20 градусов по цельсию, батарея будет брать стандартные значения тока, около 5А. Поместим АКБ в морозильную камеру -30 градусов по Цельсию и выдержим его 10 часов. После проведенной процедуры, мы увидим зарядный ток 0.3 А. Данный наглядный пример показывает истинную причину выхода из строя аккумуляторной батареи на морозе. Грубо говоря, мороз делает АКБ “старым”, с плохим электролитом и высоким внутренним сопротивлением.
Надеемся, прочитав данную статью, каждый автолюбитель найдет для себя что-то новое и полученные знания продлят жизнь вашего аккумулятора. Ну а если пришел момент его замены, то интернет-магазин Светум с радостью поможет подобрать подходящее решение.